MIRAGE Drive Agro. Система автоматизации учета сельскохозяйственных работ

14 ноября 2014 г.

Заказчик

ООО «Дон Агро» (входит в состав компании «ПРОДАЛЬЯНС ЛИМИТЕД»), г. Миллерово, Ростовская область.

«Дон Агро» - одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий Ростовской области. Было образовано в 2009 году в результате объединения пяти хозяйств Миллеровского района. Земельные и производственные активы ООО «Дон Агро» расположены на северо-западе Ростовской области на территории Миллеровского и Чертковского районов. В Миллеровском районе «Дон Агро» является самым крупным предприятием как по растениеводству, так и по животноводству. Земельный банк «Дон Агро» составляет 58,2 тыс. га, поголовье крупного рогатого скота - более 4000 голов.

Состояние заказчика «до»

На момент принятия решения о выборе системы спутникового мониторинга транспорта на некоторых объектах заказчика были установлены терминалы стороннего производителя, в комплексе с которыми использовалось программное обеспечение, позволяющее решать задачи мониторинга и производить учет затрат на обслуживание полей. В целом, система справлялась со своими задачами, но имела ряд недостатков. Большинство вопросов возникало при оплате ежемесячной абонентской платы, сумма которой за несколько лет эксплуатации на 20 объектах заказчика превысила стоимость внедрения самой системы. Качество услуг обслуживающей компании по отношению к их стоимости в условиях территориальной удаленности объектов заказчика подняло вопрос об экономической целесообразности сотрудничества с обслуживающей фирмой. Ресурсная база заказчика росла с каждым годом, но несоизмеримо росли и затраты на содержание автопарка. Руководством было принято решение взять под особый контроль расход средств на содержание автопарка и обработку полей, чтобы добиться снижения затрат на их использование.

Решаемые проблемы

Поиски ответа на вопрос «Куда уходят деньги?» выявили ряд существенных проблем.

Во-первых, даже невооруженным взглядом стала очевидна проблема систематического воровства ГСМ. К примеру, ряд недобросовестных водителей просто-напросто врезали краны в сливное отверстие бака, чтобы без особых усилий сливать горючее.

Во-вторых, неэффективное планирование работ приводило к вынужденным простоям техники, когда комбайны в разгар уборочной кампании были вынуждены простаивать в течение длительного времени с включенным шнеком в ожидании подъезда очередного «борта» для разгрузки бункера.

В-третьих, наблюдались постоянные споры среди персонала о фактически обработанной площади полей, по сути – о выполненном объеме работ, от которого зависело начисление заработной платы механизаторов. Расчеты объемов отнимали много времени и прямым образом сказывались на производительности труда и общем объеме производства предприятия. Карты полей существовали только в бумажном варианте. Актуализация границ полей, которые могли меняться каждый год по различным причинам, а также ведение паспортов каждого поля отнимали множество ресурсов.

И последний немаловажный аспект - дальнейшее расширение применяемой системы автоматизации сопровождалось бы, с приобретением дополнительных лицензий для удаленных объектов, и пропорциональным ростом абонентской платы за каждое транспортное средство.

После выяснения причин сложившейся ситуации силами специалистов службы защиты ресурсов заказчика был проведен поиск быстро адаптируемой и экономичной системы.

Постановка задачи

Заказчиком было акцентировано внимание на следующих приоритетных аспектах.

  • Минимальные затраты на создание собственного диспетчерского центра. Замена используемой системы на менее затратный вариант по обслуживанию, содержанию и масштабированию на все остальные удаленные хозяйства и транспортные средства предприятия.
  • Возможность установки оборудования мониторинга на технику любой сложности. Парк транспортных средств компании насчитывал более 300 единиц техники различного назначения, годов выпуска, стран производства. Среди них трактора МТЗ 80, 82.1, 1221, К700, К701, К744, трактора и комбайны John Deere, New Holland, Claas, Дон, ACROS, грузовики производства ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ и прочая техника.
  • Возможность быстрой доработки программного обеспечения для наиболее корректной интеграции системы в бизнес-процессы предприятия.
  • Последующая возможность наблюдения за состоянием охранной и пожарной сигнализации стационарных объектов по принципу «одного окна».
  • Программное обеспечение, оборудование и техподдержка должны быть от одного производителя - в целях гарантии совместимости.

Наиболее перспективным решением, соответствующим поставленным критериям оценки, явилась система Mirage Drive производства НПП «Стелс».

Итоговое решение включает следующие технические средства:

  • бортовые терминалы Mirage DT-01, установленные на все транспортные средства;
  • устройства считывания параметров CAN-шины, установленные на технику иностранного производства;
  • датчики уровня топлива «ТАКМАК» для оснащения сельскохозяйственной и грузовой техники;
  • программный комплекс для организации мониторингового центра: сервер и клиентское ПО Mirage Drive Agro.

Схема системы. Примеры схем подключения

Технические особенности. Что выявило предпроектное обследование инфраструктуры

За долгие годы «жесткой» эксплуатации износилась электрическая проводка на большинстве транспортных средств, особенно на тех, которые достались заказчику со времен СССР. К тому же, водители, как правило, не очень бережно относятся к предоставленным в пользование транспортным средствам: оголенные провода, спутанные в десятки узлов, могли стать причиной короткого замыкания и пожара. Поэтому в рамках реализации проекта на ряде единиц техники пришлось полностью менять электропроводку, замки зажигания и прочее оборудование, ресурс которого морально устарел. Практически вся спецтехника была оборудована выключателями «массы», поэтому в ходе реализации проекта в схемах подключения бортового навигационного оборудования приходилось использовать релейные элементы, чтобы отделять работу выключателя «массы» от работы замка зажигания. Вышеперечисленные работы существенным образом усложняли стыковку этапов внедрения проекта и отражались на общем графике работ.

Особенности внедрения

Характер производственного процесса сельскохозяйственного предприятия предполагает интенсивное использование техники на протяжении 9 месяцев в году: 3 посевные, 2 уборочных компании и подготовительные операции на полях требуют в некоторых случаях круглосуточной занятости техники. Поэтому осуществлять монтаж терминалов приходилось, в лучшем случае, в периоды планового техобслуживания или ремонта техники, а иногда «на ходу» или ночью.

В условиях территориальной удаленности объектов инфраструктуры подразделений заказчика и привязанным к ней транспортным средствам, последующие настройки терминалов и подключение новых функций ПО приходилось выполнять в период круглосуточных рейсов агротехники на полях.

В этих условиях была полезна возможность удаленного изменения конфигурации терминалов и обновления программного обеспечения. Находясь на рабочем месте, технические специалисты получают доступ ко всем настройкам и параметрам работы приборов без необходимости снятия объекта с рейса.

Итоги внедрения

В результате внедрения системы заказчик получил возможность контроля эксплуатации парка транспортных средств и учета ресурсов. Для этого:

  • созданы актуальные электронные карты полей;
  • осуществляется ведение истории полей: характеристики почвы, виды выращиваемых культур, севооборот, урожайность, выполненные на поле операции, фактически обработанная площадь, объем обработки удобрениями;
  • производится планирование и контроль выполнения операций в полях;
  • контролируется исполнение заданий по путевым листам;
  • обеспечен контроль технологической скорости выполнения операций;
  • фиксируется расход ГСМ в процессе выполнения работ;
  • ведется учет объемов заправок и сливов ГСМ;
  • обеспечивается целевое использование транспорта;
  • контролируется движение техники по установленным маршрутам.

Эффект от реализации проекта высоко оценен как руководством компании заказчика, так и профильными специалистами службы защиты ресурсов. Благодаря системе удалось:

  • выявить и исключить факты нецелевого использования транспорта, когда работы выполняются за рамками указанных в заданиях полей и маршрутов;
  • получать достоверную информацию о количестве реальных отработанных водителем часов, пробеге, фактически обработанной площади и затраченном топливе. Такая информация позволяет оценивать реальную загрузку транспорта, выявлять неэффективные простои и приписки пробега в путевых листах, некорректное списание ГСМ;
  • сократить потери урожая до 10% за счет исключения нарушений технологии уборки;
  • пресечь хищения продукции в процессе ее транспортировки до зернохранилища;

В целом по предприятию руководством отмечается повышение дисциплины труда водителей и механизаторов, а также их линейных руководителей.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

  • Организация кругового учета объемов ГСМ. В систему объектов топливораздачи планируется подключение стационарных емкостей с топливом, а также топливозаправщиков, осуществляющих подвоз ГСМ к технике в полях.
  • Для автоматизации рабочих мест учетчиков планируется разработка отдельного модуля планирования.
  • Внедрение охранно-пожарной сигнализации на всех стационарных объектах ООО «Дон Агро» на базе ПЦН «Мираж» и объектового оборудования MIRAGE Professional. Последующая интеграция системы охранно-пожарной сигнализации с системой автоматизации учета сельскохозяйственных работ позволит оперативно управлять, например, пожарными расчетами и оперативными группами при возникновении нештатных ситуаций.


Подтверждение e-mail Закрыть
На указанный Вами e-mail была отправлена ссылка для подтверждения регистрации.
Закрыть
Вход для пользователей
Регистрация нового пользователя
CAPTCHA
Загрузка файла Закрыть